Дополнение в совместном и соединительном падежах

Г.Ц. Пюрбеев

1. Дополнение в совместном и соединительном падежах обозначает лицо или предмет, являющийся соучастником совершения действия. Например: Манҗ өөрк үкрчнртәhән мадниг тосҗ ирв (З.т., 318). «Манджи вместе со своими пастухами встретил нас». Би Ноhанла хамдан өр цәәтл мал маннав. «Я вместе с Ноган буду до рассвета сторожить скот». В форме этих падежей дополнение часто сопровождается послелогом хамдан, который специально указывает на совместность совершаемого действия: Бата маңhдур Цастата хамдан кино хәләхәр бәәнә. «Бата собирается завтра вместе с Цастой посмотреть кино». Чи нанла хамдан бичә йов. «Ты вместе со мной не ходи».

2. Дополнение в формах совместного и соединительного падежей обозначает также предмет, с которым соотносится другой предмет: Мадн хойриг ирхлә, Делә hалла hанцарн ноолдад сууҗ (З.т., 68). «Когда мы (двое) пришли, Деля одна возилась с огнем». Цаhан орҗ ирсн күүкдлә мендлв. «Цаган поздоровалась с вошедшими девушками».

3. Дополнение в соединительном (реже в совместном) падеже может обозначать предмет сравнения, что зависит от семантики глагольной формы, к которому оно относится: Надя суусн күүкд күүнүр ширтәд, энүг экләhән дүңцүләд бәәнә (З.т., 281). «Надя, вглядываясь в сидящую женщину, сравнивает ее со своей матерью».

Сравнительное значение выражается и тогда, когда дополнение зависит от слова әдл «одинаковый, равный», являющегося именным сказуемым или его компонентом. Например: Санҗ нурhарн тана Гиләштә (Гиләшлә) әдл. «Санджи одинаков с вашей Гиляш по росту». Сар сарул болв чигн, өдрлә әдл болдго (Котвич, Заг., 73). «Хоть луна и ясно светит, но ей не сравниться с дневным светом».

4. Дополнение, зависящее от сказуемого, выраженного прилагательным, обозначает предмет в отношении какого-либо признака: Эн күүкн экләhән йир ээлтә. «Эта девочка очень ласкова с матерью».

Раздел: