Несобственно-прямая речь
Г.Ц. Пюрбеев
Являясь чисто художественным приемом передачи чужой речи, несобственно-прямая речь представляет сплав прямой речи и авторского повествования. Между ними нет четких границ в виде специально вводящих слов, и все рассуждение ведется от рассказчика-автора. Такой прием дает возможность сохранить и передать все черты живой, естественной интонации прямой речи, не выделяя ее из авторской речи в целом. Например:
Төрскн hазр гиhəд оркхла - байн кишгтə Шорвин hол, минь терүнə өмн эрг деернь бəəсн цөөкн шавр гермүд, хаҗүднь хаврин кемлə hарад буучксн ишкə гермүдин хотн, тер хотна дорд өмн захд бəəх бор ишкə герин hаза альхарн нүдəн гердҗ хəлəhəд зогсчах экм мини нүднə зовкд илдəд үзгдəд одна. Хол хаалhас төрскн hазрурн көвүм экүрн аашдг болх гиҗ саначрхҗ күлəҗ гердҗəдг болхий? (Дорҗин Б., М.о., 12). «Как только вспомню отчий край - перед глазами ясно видится благодатная река Шорва, несколько мазанок на ее правом берегу, сбоку - раскинувшийся по весне хотон из войлочных юрт, а на юго-восточной окраине - серая юрта, у которой, прикрыв ладонью глаза, стоит и смотрит вдаль моя мать. Наверное, тоскует и ждет, не возвращается ли из далекого пути в родные места ее сын».
Несобственно-прямая речь обычно передает внутреннее состояние героя, мир его чувств и переживаний. Через авторский монолог глубже раскрывается мировоззрение и характер действующего лица, его смятение и порывы. Вот почему писатели часто прибегают к использованию несобственно-прямой речи как к определенному художественно-стилистическому приему:
Олн зүсн ухан орна... Кемр йовад нег совхозд хөөч болад көдлхлə, кесг зун хөөнд чидлчнь күрч асрҗ, государственн зураhан куцəҗ чадхийч? Эврəннь көдлҗəсн тосхлтан яhҗ хайхв? Үүрмүдм юн гиҗ санх? Тосхлтас əəhəд зулв гиҗ келхий?.. аль Долан, чи ик сəн йовдл кеҗəнəч гиҗ келхий... (Зүркни таалар, 175). «Всякие мысли приходят... Если уедешь и станешь работать в каком-нибудь совхозе чабаном, то хватит ли твоих сил ухаживать за множеством сотен овец и выполнять государственный план? А как бросить работу на стройке? Может быть, подумают, сбежал, испугавшись стройки, или скажут, что ты, Долан, поступил очень и очень хорошо?..»
Иногда несобственно-прямая речь сливается с авторским повествованием не полностью. В таких случаях автор как бы продолжает размышлять за героя, выносить ту или иную оценку его поступкам и действиям. Например:
Дурн гисн юмб? Хадм эцкм юңгад нанас тиигҗ сурв? Би урднь күүнд дурллу, аль угай? Дурн... Урднь энүнə тускар ухалҗ йовсн уга. Ода юн болна гидгнь энв? Одак худгин шат деер зогсҗасн көвүнə дүр чееҗəс hархш... О, хəəрхн, дурн гидгнь эн болхий? Яhснь сəн болх? (Бадмин А., Р.д., 86). «Что такое любовь? Отчего так спросил у меня свекор? Влюблялась ли я в кого-нибудь раньше или нет? Любовь... Раньше она не задумывалась об этом. Что же случилось сейчас? Душу не покидает образ того парня, что стоял на срубе колодца... О, всевышний, не есть ли это любовь? Как лучше поступить?».