Соединительно-распространительные предложения

Г.Ц. Пюрбеев

Предложения данной разновидности по широте употребления во всех стилях книжной и разговорной речи занимают в калмыцком языке основное место. В сложносочиненных предложениях с соединительно-распространительными отношениями показателями формальной связи выступают обычно указательные местоименные слова эн, тер, эдн, тедн, а также их падежные формы энүг, терүг (түүг), түүнд, терүнлә, эдниг, тедниг и т.д.

Характерной чертой сложносочиненных предложений, в которых наблюдаются отношения рассматриваемого типа, является то, что они состоят из двух простых предложений. При этом второе из них, соединяясь с предыдущим с помощью указательных местоимений, выполняющих функцию союзных слов (а следовательно, членов предложения), служит естественным продолжением сообщения. Примеры:

Нарн hapx үзгт маңhдин Күдр Хар гидг баатр бәәдг, түүг би оч алх зөвтәв (X. т.). «На востоке (букв. в стороне, где восходит солнце) проживает мангутский богатырь Кюдер Хар, я должен поехать и убить его».

Удл уга барун талакшан hарсн бичкн хаалh үзгдх, түүнд би буухв (Инҗин Л., О.к., 175). «Скоро покажется дорожка, сворачивающая направо, там я и сойду».

Машинәс цергә хувцта хойр күн буув, тедн сельсоветур орҗ одцхав (Зүркни таалар, 252). «С машины слезли двое в военной форме, они зашли  в сельсовет».

Все указательные местоимения в роли союзных слов позиционно обусловлены: они, как правило, начинают вторую часть и обязательно соотносятся с каким-нибудь членом первой части (подлежащим, дополнением, определением или обстоятельством), замещая их функционально. Так, формы эн, тер, эдн, тедн, связывая воедино обе части, указывают в то же время на подлежащее первой части и замещая его во второй. Косвенные формы названных местоимений, будучи союзными словами-членами предложений, замещают либо дополнения первой части (терүг, түүг, түүнд, терүнлә), либо определения (теднә, түүнә, энүнә). Приведем несколько примеров, в которых обнаруживаются данные соотношения:

Дамшлтта партизанмудас бүрдәгдсн багмуд болн отрядмуд Чехословакур, Польшур, Румынюр болн нань чигн орн - нутгудур йовулгдсмн, тедн партизанск җисәнә делгрлтд дөң болсмн (X. үнн). «Организованные из числа опытных партизан группы и отряды были заброшены на территорию Чехословакии, Польши, Румынии и других государств, они оказали помощь в расширении партизанского движения».

Мана партин райком Цәвдрә Борин дамшлтиг таасв, совхоз, колхоз болhнд терүг тархахар бәәнә (Бадмин А., У.э.б, 297). «Наш райком партии одобрил опыт Боры Цавдирова и собирается распространить его».

Тана аав угатя улсин сә хәәдг билә, теднә зөв тер харсдг билә (Балакан А., А.б.з, 268). «Ваш отец искал лучшую долю для бедных, он защищал их права».

Необходимо иметь в виду, что местоименные союзные слова, располагаясь во второй части сложносочиненного предложения, не всегда выполняют ту же синтаксическую функцию, что и слово, которое они заменяют: Эн школд ботаник заадг өвгн бәәнә, терүнлә намаг эндүрҗ чадшгонь лавта (Инҗин Л., О.к., 57). «В этой школе есть один старик, преподающий ботанику, с ним меня никто не перепутает - это точно».

В данном предложении союзное слово терүнлә, стоящее во второй части, хотя и соотносится с подлежащим первого предложения өвгн, но несет функцию другого члена, в частности дополнения. Ср. еще: Хоңhр Артад докъя өгнә, тернь Шовт Хариг авад hарч одна (Басңга Б., Б.о., 50). «Хонгор дает знак Артаю, и тот уводит Шовт Хара».

В некоторых случаях местоименное союзное слово может представлять содержание первой части в целом: Мотоциклин хурдн гүүдлд салькн чикнд дуулна, тернь Андрейин зүркнд таалта (Инҗин Л., О.к., 112). «Из-за большой скорости мотоцикла в ушах поет ветер и это приятно сердцу Андрея».

В предложениях соединительно-распространительного типа вторая часть может допускать повторение слов из предшествующей части.

К сложносочиненным предложениям, в которых вторая часть находится в соединительных отношениях с первой, тесно примыкают предложения с анафорическими союзными словами тедү дүңгә, тедү мет,  тедү чиңгә, тер мет. Они вносят количественно-усилительные и сравнительно-уподобительные значения: Примеры:

Цаhан ахрхн ханцта нимгн торhн бүшмүдтә нисәд hарн гисн болад бәәнә, тедү дүңгә гииглгч болҗ медгднә (Бембин Т., Б.ц., 109). «Цаган в белом с короткими рукавами шелковом платье вот-вот готова взлететь, настолько кажется легкой».

Болв hарин тавн хурhн әдл болдго, тер мет өрк-бүл дотрк улс чигн әдл биш (Бадмин А., А.ш.д., 197). «Но как  пять пальцев на руке бывают неодинаковы, точно также люди в семье неодинаковы».

Такие предложения внешне напоминают сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения, уподобления, однако качествами последних они всё-таки не обладают: выражаемые ими отношения распространения и добавления не выходят за рамки сочинительных связей. Союзные слова тер мет, тедү дүңгә, тедү чиңгә, употребляясь в роли обстоятельственных членов, придают второй части сложносочиненного предложения характер комментария по поводу содержания первой части.

Раздел: