Примеры атрибутивных придаточных предложений с дицендиальными союзами

Г.Ц. Пюрбеев

гидг: Үүрмүд, нег җилд хойр давтҗ хө хурhлуллhн цааранднь делгрҗ чадхий гидг төр эн хургт тәвхмн (Бадмин А., У.э.б., 296). «Товарищи, на этом собрании поставим вопрос о том, может ли получить дальнейшее распространение двухразовый окот овцематок в течение года».

гисн: Машин хаҗуhар давад hархнь сән болх биләхн гисн седкл күүкнә толhад торс орв (Инҗин Л., О.к., 172). «Хорошо бы, если машина промчалась мимо» - мелькнуло в голове девушки». Тер хургтан школын сурhульчнриг цугтнь эн керг күцәлhнд дуудхмн гисн шиидвр авх кергтә (Инҗин Л., О.к., 69). «На том собрании надо принять решение о том, чтобы призвать всех учащихся школы включиться в дело выполнения этой задачи». Шин ирсн hазр ямаран болна, әмтн яhҗ тосна гисн тоолвр терүг эзлнә (Бадмин А., А.ш.д., 132). «Его занимала мысль о том, какой окажется новая земля и как встретят его люди».

гих: Яhҗ тег бүрксн малмуд өсксә гих ховдг ухан орад, чееҗнь уутьрад, өрчнь севркәдән хавчгдад дотаран орад одв (Эрнҗәнә К., H.x., 26). «При алчной мысли о том, как бы вырастить столько скота, чтобы покрыть всю степь, на душе стало тяжко, грудь его сжалась».

Хан күүкән өгчәдиҗ гих зәңг соңсад, хаанад күүкнә марhанд ирләв (X. т.). «Услышав, что хан выдает замуж свою дочь, я прибыл к хану на состязания в честь его дочери».

Та учринь суртн гих нүдәр аав талан хәләчкәд, Цаhан hулмтан шиләhәд, hал зерглв (Эрнҗәнә К., H.x., 81). «Цаган, посмотрев в сторону отца, дала взглядом намек: «Спросите причину (его приезда)», - и начала растапливать печку».

Часть атрибутивных придаточных предложений функционирует с соотносительными союзными словами: ямаран... тер, ямаран... тедн, ямр... тер, ямаран ... тиим. Союзное слово ямаран (ямр) всегда выступает в неизменной форме и выполняет, за редким исключением, функцию определения в придаточном, а соотносительные слова тер, тедн, тиим, употребляясь в главном предложении, в своих исходных формах перед именем существительным выступают в роли определения. Во всех остальных случаях, будучи в косвенных падежах, они играют роль дополнений. Приведем примеры:

Ямаран беш кергтә гинәч, тиим беш тәвәдл бәәхгов (Эрнҗәнә К., Т.ш., 97). «Какую печь закажешь, такую печь и поставлю».

Би, Нүүдлә, чамд дурна тускар келдг ямр үгмүд бәәнә, тер үгмүдиг цуhараhинь авад нег кииhәр келҗ өгх биләв (Куукан А., Н.т., 80). «Я, Нюдля, готов тебе одним разом высказать все те слова, которые говорят о любви».

Нанд ямаран улс өгнә, тедниг авх болҗанав (Балакан А., Э.м.о., 39). «Каких людей мне дадут, тех и буду брать».

Когда соотносительные союзные слова в придаточном и главном стоят в исходных формах, а, следовательно, выполняют чисто определительные функции, - постановка вопроса ямаран? или ямр? не встречает никаких препятствий со стороны главного. Если же второй компонент коррелятивной пары выполняет функцию не определения, а, например, дополнения, то постановка вопроса ямаран?, ямр?, на первый взгляд, кажется невозможной, ибо автоматически возникает вопрос, воспроизводящий форму соответствующего косвенного дополнения. Ср.: Ямаран күүнлә эдн үүрлцхәнә, тиим заң-бәәр дасцхана (Очра У., Синтаксис). «С какими людьми они дружат, такие привычки перенимают».

Раздел: