Придаточные объектные

Г.Ц. Пюрбеев

Придаточные предложения, которые зависят и поясняют член главного предложения, выраженный переходной формой глагола, и отвечают на вопросы ю гиҗ? юн гиҗ? ю гиhәд? юн гиhәд? и юуна тускар? - называются объектными.

При кажущейся одинаковости и безразличии вопросы ю гиҗ? // юн гиҗ? и ю гиhәд // юн гиhәд? выступают как грамматически дифференцированные. Вопросы ю гиҗ? и ю гиhәд? подчеркивают, что придаточное имеет значение сильно выраженной объектности, а вопросы юн гиҗ? и юн гиhәд? указывают на слабо выраженную объектность придаточного. Именно в таких случаях и возникают в них оттенки других типов придаточных, например, обстоятельственных и даже субъектных.

Средствами соединения придаточных объектных с главными являются как дицендиальные союзы и союзные слова, так и соотносительно-местоименные союзные слова, которые очень характерны для данного типа предложения.

Из форм речевого глагола гих активностью отличается гиҗ, гораздо реже употребляются формы гисиг, болҗ, гиhәд и крайне редко – гиҗ, гед. Союз гед, показательный для разговорно-диалектной речи, представляет собой фонетически стяженную форму союза гиhәд. Семантических различий между ними не наблюдается.

Поясняемый член главного предложения (сказуемое, обстоятельство), будучи выражен каким-либо переходным глаголом, всегда обозначает процесс, связанный с определенным видом деятельности человека - речевой, зрительно-слуховой и чувственно-мыслительной. Такими словами являются: келх «говорить»; зәңглх «сообщать»; медх «знать, ведать»; соңсх «слушать, слышать»; санх «думать»; тоолх «полагать, считать, думать».

 Примеры:

Күүкд йир сән, теднә көдлмшнь чигн йир сән гиҗ Антон Семеновичд келсвдн (Инҗин Л., О.к., 202). «Мы Антону Семеновичу скажем, что ребята очень хорошие и что работа их также хорошая».

Негхн өдрин туршарт иим ик байр учрх гиҗ кезә Адуч сансн болхв (Бадмин А., А.ш.д., 312). «Думал ли когда Адучи, что в один день придется испытать столько радости».

Эн хойр сән залустн hанзhан улалhсн аашна гиҗ aah-шанh тәвҗ йовсн Цаhан зәңглв (Эрнҗәнә К., Т.ш., 226). «Эти два добрых молодца едут с добычей», - заметила убиравшая посуду Цаган».

Кулакудиг класс болдг үндсинь таслхмн гисиг юн гиҗ медхмб? (Дорҗин Б., Ч.х., 137). «Как понимать (выражение)?: «уничтожить кулаков как класс».

Член главного предложения (обычно сказуемое), поясняемый придаточным объектным, может выражаться устойчивым фразеологическим сочетанием:

Намаг энд орс ик балhснд йовна гиҗ санаhан бичә зовтн (Эрнҗәнә К., H.х., 146). «Не беспокойтесь, что я нахожусь здесь, в далеком русском городе».

Ах-дү бәрлдҗ гиhәд зәңг hарна (Бадмин А., А.ш.д., 88). «Ходят слухи, что братья подрались».

Совершенно особого упоминания заслуживают случаи постпозиции придаточных объектных. Это наблюдается в сложных предложениях, придаточные которых соединяются только союзами гиҗ и гиhәд (гед). По нашим подсчетам и наблюдениям, из 19 придаточных объектных с гиҗ 6 предложений оказались постпозитивными.

Раздел: