Дательно-местный падеж
Он отвечает на вопросы: кенд?, юунд? (кому?, чему?, у кого?, где?). Аффиксы этого падежа -д, -т произносятся с конечным редуцированным гласным и имеют общее употребление во всех склонениях.
Аффиксы дательно-местного падежа:
1) -д присоединяется к именам с конечными:
а) гласными, в том числе редуцированными, не обозначаемыми на письме, за исключением предшествующих им согласных ш, с: така (курица) ― такад (курице), төгә (колесо) — төгәд(колесу), то (число) — тоод (числу), зе (племянник) — зеед (племяннику), ах (брат) — ахд (брату), эк (мать) — экд (матери), толь (зеркало) — тольд (зеркалу), сар (луна) — сард (луне), арат (лиса) — аратд (лисе), терз (окно) — терзд (окну), үг (слово) — үгд (слову), колхоз — колхозд (колхозу), эмч (врач) — эмчд (врачу), хуц (баран) — хуцд (барану);
б) сонорными согласными л, м, н, ң: мал (скот) — малд (скоту), сам (гребешок) — самд (гребешку), хөн (овца) — хөөнд (овце), аң (зверь) — аңд (зверю);
2) -т присоединяется к именам с конечными:
а) согласными р, г, д, б: һар (рука) — һарт (руке), таг (полочка) — тагт (полочке), эд (материя) — эдт (материи), завод — заводт (заводу), клуб — клубт (клубу), штаб ― штабт (штабу);
б) согласными с, ш независимо от наличия или отсутствия редуцированных гласных: хош (кошара) — хошт (кошаре), багш (учитель) — багшт (учителю), класс — класст (классу), касс (касса) ― касст (кассе), бүс (ремень) — бүст (ремню).
Сонорный р, звонкие (слабые) г, д. б в конечной позициислова оглушаются. Этим объясняется употребление после этих конечных согласных глухого (сильного) т.
Все ясные гласные, предшествующие аффиксам дательно-местного падежа, всегда произносятся долго и на них падает ударение, а аффиксы -д, -т составляют особый слог, так как они имеют после себя редуцированные гласные, например, толһа:дъ (голове), чирә:де (лицу), һалу:ндъ (гусю), малта:ртъ (пройме).