Совместный падеж

Он выражает лица или предметы, которые принимают участие в общем действии с другими лицами или предметами.

Соединительный и совместный падежи А. Попов и А. Бобровников рассматривали как формы одного падежа. В. Л. Котвич впервые рассматривал эти падежи как два самостоятельных падежа, назвав их как соединительный I и соединительный II. Б. Б. Бадмаев назвал соединительный II совместным, что соответствует общей монголоведческой интерпретации этих падежей.

Этот падеж обозначает также объект обладания: мөртә күн (всадник) и признак субъекта: күчтә күн (сильный человек), т.е. обладающий конем или силой. Такая двойственная природа данного падежа вызвана тем, что -т, восходящий к -ту (-тү), в свое время фонетически совпал с аффиксами -та<тай, -тә<тәй. Теперь происходит образование особого аффикса прилагательного -та (-тә), отличного от падежного аффикса -та (-тә), в результате чего образовались морфологические омонимы. Можно считать, что отвлеченные имена существительные с аффиксом -та (-тә) должны рассматриваться как имена прилагательные. Предметные же имена существительные сохраняют значение объекта обладания.

Совместный падеж, в отличие от соединительного, выполняет в предложении также синтаксическую функцию определения и именного сказуемого.

1. Совместный определительный качества: ухата, йир билгтә сурһульч (умный, очень способный ученик).

Совместный определительный обладания: Мана хотнд сәәхн сиилвртә клуб бәәнә ― В нашем поселке есть клуб с красивым орнаментом. Һо-тиньгр нурһта, һольшг сәәхн заңта, кевлүн төгрг чирәтә, керсү хәләцтә нүдтә, бийдән зөв сурһульта, бийрх биш авъяста Альма баһчудын зүрк авлв (Б. А.) — Альма красивой осанкой, хорошим характером, круглым приятным лицом, умными проницательными глазами, достаточным образованием и простым поведением овладела сердцами молодежи.

2. Совместный падеж соучастия обозначает лицо или предмет, с которым кто-либо принимает участие в общем действии. В этом случае имя в совместном падеже может сопровождаться возвратной частицей -ан (-ән), придающей слову значение «свой»: Сельсоветин ахлач багшта эндр школ хәләв — Председатель сельсовета с учителем осмотрели сегодня школу. Сурһульчнр багштаһан экскурьст одла — Учащиеся со своим учителем ходили на экскурсию.

Совместный падеж соучастия сопровождается часто послелогом хамдан (вместе), всегда оттеняющим значение совместности и соучастия: Багш сурһульчнртаһан хамдан тәрәнә көдлмшт дөңгән күргҗәнә — Учитель со своими учениками помогает уборке урожая.

3. Совместный падеж может указывать на внешний вид, одежду, украшение, т. е. на то, чем обладает человек или какой-нибудь предмет: Һартан чачрта, торһн бүшмүдтә, атхр үстә, сәәхн цогцта күүкн орҗ ирв — Вошла девушка с зонтиком в руке, в шелковом платье, с кудрявыми волосами и красивой осанкой.

4. Совместный падеж обозначения тары, какой-либо посуды, в которой что-либо содержится: ааһта цә — чашка с чаем (букв. — с чашкой чай), хәәстә махн — котел с мясом (букв. — мясо с котлом).

5.      Совместный падеж широко оформляет именное сказуемое, как бы заменяя отсутствующий в калмыцком языке глагол со значением (иметь): Күн ахта, девл захта (посл.) — У человека — старший брат, у шубы — воротник. Үвлин теңгр бората болдг — Зимнее небо бывает ненастным. Модн хойр үзүртә (посл). — Палка (имеет) два конца.

Если слова зөв (право), керг (дело), санан (мысль) или учр (причина) находятся в совместном падеже, образуя со связкой составное сказуемое, то при этом выражается долженствование, желание или необходимость: Эн дегтриг хоосн хәләһәд бәәхмн биш, эрк биш терүг умшх кергтә — На эту книгу следует не только смотреть, но и обязательно читать ее.

Составное именное сказуемое, выраженное в этом падеже, может, как и любое сказуемое, сопровождаться лично-предикативными частицами: Би сәәхн карандаштав — Я имею красивый карандаш. Чи школд одх зөвтәч — Ты должен пойти в школу.

Следовательно, совместный падеж, в отличие от соединительного, выступает в троякой синтаксической функции: определения, косвенного дополнения и сказуемого.

6.      Совместный падеж употребляется и в роли обстоятельства. Это бывает обычно в тех случаях, когда отвлеченное имя существительное употребляется с двойным совместно-орудным падежом: Эн көдлмшиг күцәмҗтәһәр күцәв — Эту работу успешно выполнили. Хар салькн күчтәһәр үләв — Пронзительный ветер сильно дул.

Раздел: