Бессоюзные сложные предложения с пояснительной второй частью

Г.Ц. Пюрбеев

Названные предложения близки к только что рассмотренным. Однако зависимость второй части в них не так сильна как в предложениях с причинным обоснованием. Ср.:

Үлдсн көдлмшән минь ода эклҗ болшго: hазр дегд чиигтә (Инҗин Л., О.к., 144). «Оставшуюся работу нельзя сейчас продолжать: земля очень сырая».

Генткн Порошин үүмәтә зәңг өгв: «Маниг медчксн бәәдлтә». (Дорҗин Б., М.о., 82). «Вдруг Порошин сообщил тревожную весть: нас, вероятно, заметили».

В бессоюзных предложениях этой подгруппы вторая часть чаще всего выполняет по отношению к первой объектную функцию. Особенно четко проявляется это свойство, когда в первом предложении сказуемое передается глаголом со значением мыслительной деятельности и речи: (санх «думать», келх «говорить», зәрлг болх «повелеть», медх «знать, узнавать», эрх, сурх «просить»). Таким образом, второй компонент (или вторая часть) таких бессоюзных предложений как бы раскрывает и конкретизирует содержание перечисленных выше слов.

Примеры: Пүрвә дотран гейүртәhәр санв: юн хаҗhр би hарhад орксн болхув? (Балакан А., Э.м.о., 114). «Пюрвя с печалью подумал: какую же ошибку я допустил?»

Танас эргчм: тер намаг суулhсн летчикиг нанд үзүлтн (Басңга Б., Б.о., 121). «Моя просьба к вам: покажите того летчика, который меня посадил».

Ода хәләхлә, медгдәд бәәхгов: кен холд хайдгнь, кен тусхадгнь (Бембин Т., Б.ц., 121). «Сейчас посмотрим и выяснится: кто дальше кинет и кто попадет».

Хан зәрлг болҗана: «Би эврән одад бәрнәв» (X. т.). Хан повелел: «Я самолично пойду и поймаю».

Бессоюзные предложения пояснительного типа нередко характеризуются тем, что вторая часть может находиться в определительных отношениях к одному из членов первого предложения, обычно, к дополнению и реже - к подлежащему, например: Тер бийнь Темәнг школин көвүдт ик гидг сурhмҗ өгдг бәәсмн: бийән яhҗ бәрх, кү яhҗ күндлхин тускар, сурhулин ард орхин тускар оньдин келдг билә (Эрнҗәнә К., H.x., 124). «Тем не менее, Темяник всегда говорил и давал очень полезные наставления: о том, как вести себя и проявлять уважение к человеку, как серьезно относиться к учебе».

В этом предложении вторая часть по отношению к дополнению в первой части сурhмҗ, выраженного нулевой формой вин. п. существительного, выполняет функцию определения. В связи с этим возможна постановка вопроса ямаран? «какой, какие?» Харулчин нөөрнь әмтәхн, хәләсн зүүднь сәәхн: дән төгссн болна, дәәч герүрн хәрнә (Калян С., Ө.м.). «Сладок сон караульного, сновидения его красивы: война будто кончилась, и он возвращается домой».

Здесь уже вторая часть, состоящая из двух однородных предложений, определяет содержание подлежащего зүүднь «сны, сновидения», расположенного в первой части бессоюзного сложного предложения. Рассматриваемое предложение в смысле грамматического оформления совершенно разнотипно: сказуемые первой части выражены именами прилагательными, а сказуемые второй части - глаголами. Строгая лексическая симметрия внутри частей этого предложения продиктована требованиями поэтической формы.

Раздел: