Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

Г.Ц. Пюрбеев

В основу деления предложений на указанные типы положено их различие по цели высказывания. Целевая установка повествовательного предложения заключается в простой констатации какого-либо явления, факта, события реального мира.

Интонация повествовательного предложения, как утвердительного, так и отрицательного, отличается спокойной тональностью, понижающейся незаметно в конце. Предложения данного типа несут на себе печать объективности сообщаемого. Кезәнә бәәҗ. Эмгн өвгн хойр нег кевүтә бәәҗ. Гер мал уга, угатя бәәҗ. Цагнь болад эмгн өвгн хойр өңгрҗ одв. Арвн hурвта көвүн өнчрәд үлдв (Х.т., 159). «Давно это было. Жили старик и старуха. Был у них один сын. Жили они бедно: не имели ни юрты, ни скота. Пришло время, и старик со старухой умерли. Тринадцатилетний мальчик остался сиротой».

В силу нейтральности интонации повествовательное предложение очень часто используется при изложении событий и картин, требующих объективного отношения со стороны говорящего или пишущего.

В отличие от повествовательных, вопросительное предложение имеет своей целью выяснить то, что интересует говорящего, что ему неизвестно или непонятно. Вопросительные предложения в калмыцком языке имеют разные средства оформления. В первую очередь они характеризуются наличием вопросительной интонации, например: - Мана хөөч гидгтн энв? (Эрнҗәнә. К., H.х., 94). «Так он и есть наш пастух?» Иигҗ засх чамд ю келәв? (Баснга Б., Б.о., 139). «Что я сделал тебе, чтобы так наказывать?» Бакдг яhла? (Дорҗин Б., Ч.х., 9). «Куда девался Бакдык?».

Вопросительные предложения имеют при себе специальные частицы вопроса, а также вопросительные местоимения и наречия. Примеры: Нә, aвh, альд йовбт? (Дорҗин Б. ,Ч.х., 12) «Ну, дядя, где вы были?» Мал-гернь ямаран? (Там же, 13). «Какое у него хозяйство?» Эднчн яахмби? (Баснга Б., Б.о., 420). «Что они делают?» Ээҗ керлдҗ бәәхший? (Там же, 475). «Не ругается мама?» Альков, кен түрүлҗ келхәр бәәнә? (Эрнҗәнә К., H.х., 171). «А ну-ка, кто хочет говорить первым?» Сурhульдан оратад йовхла сәний? (Там же, стр. 342). «Разве хорошо опаздывать на занятия?».

Среди вопросительных предложений имеются собственно вопросительные, вопросительно-побудительные и риторические. Собственно вопросительные предложения всегда содержат вопрос, на который, требуется дать ответ: - Залуhинчнь нернь кемб? Ода альд бәәнә? (Бадмин.А., У.э., 93). «Как звать твоего мужа? Где он сейчас?» - Юн шууган болҗахмби? (Там же, стр. 227) «Что за шум?». В некоторых вопросительных предложениях совмещается побудительная интонация. В таких случаях говорящий как бы побуждает собеседника посредством энергичного вопроса к тому или иному действию. Например: Малан услурт орулх эс билүт? «Разве не следует гнать скот на водопой?», Та нанта хамдан суух бишивт? «Разве вы не со мной должны сесть?», Юнгад дегтр эс умшнач? «Почему не читаешь книгу?». Тагчг суухла яhна? «Разве нельзя посидеть молча?».

Вопросительные предложения по характеру могут быть риторическими, т.е. не требующими ответа, поскольку он подразумевается в самом вопросе. Вопросительно-риторические предложения часты не только в разговорной речи, но и в языке  художественных произведений. Примеры: Наадк цаадкинь эс медҗәх Закар ямаран дала ачта хәрү өгч чадх билә (Дорҗин Б., Ч.х., 13). «Разве сможет дать дельный ответ Закар, который не знает все тонкости дела», Нохата болхла, сән болх биший «Ведь хорошо же, если иметь собаку».

Подобные предложения являются вопросительными, но они выражают риторический вопрос, различно эмоционально и экспрессивно окрашенный, который, как правило, не требует ответа [Шевернина 1974: 323].

Вопросительно-риторические предложения, входя в состав сложных предложений, оформляются специальными риторическими союзами.

В некоторых вопросительно-риторических предложениях вопрос может быть ослабленным. Это характерно, например, для предложений, в которых сказуемое выражено причастием будущего времени со связкой билә. Причем в их составе хотя и отсутствует грамматически выраженное отрицание, но все предложение имеет негативный (отрицательный) смысл. Например: Бичә ууль. Кен чамаг көндәх билә. «Не плачь. Кто тебя будет трогать». В этом предложении скрыто обратное утверждение: «Никто тебя не тронет».

Побудительные предложения преследуют цель выражения волеизъявления говорящего лица. По характеру и формам реализации они могут быть самыми разнообразными. Побудительные предложения в зависимости от интонации передают либо простое побуждение к действию, либо приказание (категорическое, некатегорическое), либо просьбу и пожелание совершить то или иное действие. Например: Залус, шамдх билә. Ора болҗ йовна. «Мужчины, надо бы поторопиться. Становится поздно». Шатрч хан келҗәнә: «Көвүн, нег шатр тәвлцтхә» (Х.т., 23). «Хан-шахматист говорит: «Мальчик, сыграем-ка разок в шахматы». Э-эй, Кеемә. Серлч. Бoc гинәв... (Дорҗин Б. Ч.х., 16) «Эй, Кемя. Проснись. Вставай... - говорю». Манд юмн керго, өклә шар ямана арсан өгтн (Х.т., 49) «Нам ничего не нужно. Если дадите, то шкуру желтой козы». Өрүндән эртәр шулун хәрү көндрҗ үз...(Дорҗин Б.,Ч.х., 23) «Постарайся утром пораньше не мешкая тронуться в обратный путь…».

Побудительные предложения могут выражать угрозу, предостережение, призыв и приглашение к совместному действию: Зогсҗатн зуг, кишго нохас (Басңга Б., Б.о., 361) «Ну, погодите, собаки». Ташмг авад тоосинь haphx билә (Там же, стр. 340). «Взять бы плеть и выбить пыль (т.е. побить), Чамаг йир... чамас эс авдмн болхнь (Дорҗин Б., Ч.х, 35) «Ну погоди, у меня... задам тебе трепку». Дәкч нүдндм узгдвзәч. «Только покажись еще на мои глаза», Болhаҗ йовтн. Унҗ одвзат. «Идите осторожнее. Как бы вы не упали», Угта зәәсңгүдән дарҗ Улана йосан батлий (Х.а., 128) «Уничтожим знатных зайсангов и укрепим власть Красных». Туган өргцхәй, дегц дуулцхай «Поднимем знамя и запоем разом».

В побудительном предложении некоторые из указанных значений (просьба, приглашение, некатегорический приказ и т.д.) могут совмещаться и выступать в сложном переплетении. Выделение того или иного значения целиком определяется интонацией.

Помимо интонации побудительные предложения оформляются при помощи такого морфологического средства, как формы глаголов повелительно-желательного наклонения. При этом побудительное значение нередко усиливается частицами, которые употребляются в составе побудительного предложения. Например: Йир, чи болhаҗа «Смотри, будь осторожен», Альков өглч нааран «А ну-ка дай сюда. Зуг арhулдҗатн... «Ну, погодите... Нә болх «Ну хватит».

Однако побудительное предложение со значением намерения и желания может оформляться посредством глагола-сказуемого, выраженного формой совместного залога: Бидн тана нааднд орлцхвдн. «Мы будем участвовать в вашей игре».

Побудительные предложения со значением желания выступают со сказуемым в форме будущего причастия с притяжательной частицей 3-го лица - нь: Бииләд авхнь. «Сплясать бы». Амрад суухнь «Посидеть бы и отдохнуть». Таким образом, признаком побудительного предложения не всегда являются глаголы повелительно-желательного наклонения.

В разговорной речи, где большую роль играет ситуация, они как формы выражения могут вообще опускаться, эллиптироваться. Ср., например, такие побудительные предложения, как: Шулуhар! «Быстрее!» – Шулуhар йов «Быстрее иди» Нааран «Сюда!» – Нааран ир «Иди сюда» Ус! «Воды» – Ус өгтн! «Дайте воды» Суулh! Суулh! Шулудтн! (Басңга Б., Б.о., 452). «Ведро! Ведро! Поскорее» – Суулh шулуhар өгтн! «Дайте поскорее ведро!».

Раздел: