Номинативные предложения со значением оценки и экспрессией

Г.Ц. Пюрбеев

Предложения данного типа не только утверждают наличие, бытие какого-либо явления, но и содержат эмоциональную оценку по поводу сообщаемого. Общее оценочное значение предложения достигается различными средствами: словами со значением оценки, частицами, или словами в роли частиц (например: ямр, яhсн и др.) и особой эмоциональной интонацией. Модально-эмоциональный план номинативных предложений может включать разнообразные оттенки значений: удивления, восхищения, страха, негодования и т.д. Например: Закрия. Хойр миңhн арслң!? Мууха дала юмб! (Басңга Б., Б.о., 210). «Закрия. – Две тысячи рублей!? Как много!». Түүмр!.. боллдад мөртә, темәтә, йовhн улс ардк хотнас шууглдад hарад ирв (Эрнҗәнә К., H.х., 303). «Пожар!.. – с шумом и криком со стороны хотона, стоявшего на северной стороне, появились люди – конные, пешие и на верблюдах». Дегтр, дегтр!.. Саак дегтрән авад hарв! «Книги да книги!.. Опять заладил про книги!».

Эмоционально-оценочные номинативные предложения особенно характерны дня лирических жанров калмыцкой поэзии (стихи, поэмы). Вот, пример, типичный образец такого предложения, взятый из поэмы Народного поэта Калмыкии Аксена Суееева «Теегин үрн» (Сын степей, Х.а., 161):

Яhсн өргн тегв !

Яhсн нигт ноhамб!

Яhсн цевр аhарв!

Яhсн бүләкн нармб!

«Какая широкая степь! Какая густая зелень! Какой чистый воздух! Какое теплое солнце!»

В этом отрывке отражается эмоциональное восприятие картины родной природы, ее красок и прелестей. С этой целью поэт использует такие оценочные прилагательные, как өргн, нигт, цевр, бүләкн, сопровождая их каждый раз усилительно-оценочным словом-частицей яhсн. Все четверостишие характеризуется риторически-восклицательной интонацией.

Не менее ярким примером употребления номинативных предложений в лирике может послужить отрывок из стихотворения Баатра Басангова «Өрүн торhа бидн хойр» (Жаворонок на заре и я. Б.о., 546).

Яс-үс тинилhсн

Яаргсн седкл эдгәгсн

Яртгсн зүрк җөөлтүлгсн

Яhсн сәәхн думби?

Ямр көгҗмин hарhсн

Янзта сәәхн айсви?

«Выпрямляющая тело,

Излечивающая израненную душу,

Смягчающая сердце кровоточащее,

Какая чудесная песня?

Каким инструментом рожденная,

Преисполненная гармонии мелодия?!»

В прозаических произведениях калмыцких писателей эмоционально-оценочные номинативные предложения чаще встречаются в местах так называемых лирических отступлений, которым нередко свойственна интонация удивления, восторга или негодования.

Раздел: