ЛАМА ЧЖЕ ЦОНКАПА
Цонкапа. Богдо Зонхоба (Рдже Цонг кха па). XVIII в.
ПРЕДЫДУЩИЕ ЖИЗНИ
Традиция гласит, что в одной из своих предыдущих жизней Чже Цонкапа, будучи маленьким мальчиком, поднёс Будде Шакьямуни хрустальные чётки и взамен получил от него раковину. Обратясь к своему ученику Ананде, Будда предрёк, что мальчик переродится в Тибете и сыграет ключевую роль в возрождении его Учения — Дхармы. Будда добавил, что при посвящении мальчик получит имя Сумати Кирти, то есть, по-тибетски, Лобсанг Драгпа.
Лама Цонкапа (танка)
БИОГРАФИЯ
Чже Цонкапа родился в 1357 году, в десятый день десятого месяца, в долине Цонка провинции Амдо восточного Тибета. В переводе с тибетского «цонг» означает «лук», а «кха» — «место». По этой причине многие думают, что его имя и произошло от названия местности. Однако его настоящее имя пишется не цонка, а цанка — «средняя часть жилища», которое в амдосском диалекте произносится как «цонкха». Цонкапа, которого в Тибете почтительно называют Чже Ринпоче («Досточтимый и Драгоценный»), никогда не похвалялся личными духовными свершениями, и о глубине его медитативного опыта свидетельствовали лишь его случайные оговорки. Однако он не скрывал своих близких отношений с Буддой Манджушри, от которого напрямую получал наставления и которого мог видеть так же отчётливо, как и любого обычного человека. Кьябчже Пабонгка Ринпоче, выдающийся учитель нашего времени, называл ламу Цонкапу «Царём Дхармы трёх миров»; так же его почитали и другие тибетские мастера прошлого и настоящего. В литературе школы Гелугпа имя Цонкапы обычно предваряется титулом «Всеведущий Наставник».
В трёхлетнем возрасте Цонкапа получил полные обеты буддиста-мирянина от четвертого Кармапы Ролпе Дордже, который также даровал ему имя Кунга Ньингпо. В семь лет он принял обеты монаха-послушника от своего наставника Чойдже Дондупа Ринчена и был назван Лобсангом Драгпа. Уже в столь юном возрасте Цонкапа получил многие учения и посвящения в тантры Херуки, Ямантаки и Хаягривы и знал наизусть такие тексты, как «Произнесение имён Манджушри».
Движимый страстью к обретению духовных знаний, Цонкапа много путешествовал и обучался у наставников всех традиций тибетского буддизма. В шестнадцатилетнем возрасте он отправился в монастырь Дрикунг Кагью в центральном Тибете, где приступил к обучению под руководством настоятеля Ченга Чокьи Гьялпо, от которого получил наставления по бодхичитте и Махамудре. Кончог Кьяб из того же монастыря передал ему свои знания о медицине, и всего через год Цонкапа достиг мастерства в этой области. Одаренный необычайной памятью, он без труда запоминал даже самые сложные тексты. Так, он выучил наизусть весь комментарий к обширному коренному тексту по своду правил монашеской дисциплины (Винайя), запоминая по 17 фолиантов в день. Слава об этом духовном гении скоро разнеслась по всей стране и в итоге дошла даже до китайского императора, который послал ему приглашение посетить Китай.
Из Дрикунга Цонкапа направился в монастырь Чодра Ченпо Дэвачен, где продолжил своё образование. За два года он освоил все труды Будды Майтрейи и тексты по Праджняпарамите. Добившись высокого мастерства в искусстве философских диспутов, он прославился своей эрудицией.
Во время посещения Ньяпон Кунга Пел в Цечене Чже Ринпоче встретил сакьясского учителя Рендаву, которого позже стал считать своим основным духовным наставником. Знаменитая молитва Мигцэма изначально была написана Цонкапой в честь Рендавы, но великий учитель переписал её и «вернул» своему ученику, сказав, что тот достоин ее больше:
Авалокитешвара, Великое сокровище безобъектного сострадания,
Манджушри, Владыка совершенной мудрости,
Ваджрапани, Победитель злых демонов,
Цонкапа, Украшение в короне всех мудрецов Страны Снегов,
О Лобсанг Драгпа, Тебе поклоняюсь.
У Рендавы и другого своего наставника школы Сакья Кажипа Лосела Цонкапа получил наставления по монашеской дисциплине, феноменологии, теории достоверного познания, Мадхьямике и Гухьясамаджа-тантре. Он также получил передачи Шести Йог Наропы, Калачакры, Махамудры, Ламдрэ (Пути и Плода), Чакрасамвары и многие другие, а впоследствии передал их своим ученикам.
В возрасте двадцати пяти лет Чже Цонкапа принял полное монашеское посвящение и затем, в Наньинге, начал преподавать Абхидхарму. В это время у него начались сильные боли в спине, но он самостоятельно вылечился от этого недуга, применив метод, полученный в монастыре Сакья от Дордже Ринчена, который также дал ему комментарий на Хеваджра-тантру.
Усердие Цонкапы в духовных занятиях было неистощимым. Помимо изучения и преподавания философии, он интенсивно занимался йогой и медитацией, а также различными очистительными практиками. Известно, что Цонкапа совершил 3,5 миллиона простираний, 1,8 миллионов подношений мандалы и прочел бессчетное количество мантр Ваджрасаттвы. Ему постоянно являлись йидамы (божества медитации), особенно Манджушри, которому он мог задавать вопросы и получать разъяснения глубинных аспектов учения. Кроме того, он множество раз уходил в затворничество. Самое длительное затворничество, в Волкха Чолунге, продолжалось четыре года. В это время рядом с Цонкапой находились только восемь его ближайших учеников.
В целом, Цонкапа обучался под руководством более ста учителей, настойчиво выполнял духовную практику и, в свою очередь, обучил тысячи учеников, по большей части в центральных и восточных районах Тибета. Он также много писал. Собрание его сочинений в восемнадцати томах включает в себя сотни трудов по всем аспектам буддийского учения, разъясняющие наиболее трудные для понимания положения Сутраяны и Мантраяны.
Дже Цонкапа. Скульптура из храма Кумбум
Главные работы Чже Цонкапы: «Большое руководство по этапам пути к просветлению», «Большое руководство по этапам пути тантры», «Сущность искусства изложения иносказательных и буквальных учений», «Хвала взаимозависимости», «Ясное описание пяти стадий Гухьясамаджи» и «Золотые чётки». Первую из упомянутых работ, Ламрим Ченмо, Цонкапа завершил в 1402 году. Этот изумительный труд, основанный на тексте Атиши «Светильник на пути к просветлению», подробно и поэтапно излагает весь путь к состоянию будды и является базовым учебным пособием в школе Гелуг.
Цонкапа учил тысячи монахов, и среди множества его ближайших учеников наиболее выдающимися стали: Гьелцаб Дхарма Ринчен (1364—1432); Кхедруб Гелег Пелзанг (1385—1438); Гьялва Гендун Друп (Первый Далай-лама), основатель монастыря Таши Лхунпо в Шигацзе (1391—1474); Джамьянг Чодже Таши Пелден, основатель монастыря Дрепунг (1379—1449); Джамчен Чодже Шакья Еше, основавший монастырь Сера; Дже Шераб Сенге, основатель Гьюме — Нижнего тантрического колледжа — и монастыря Сегью; Кунга Дондуп, основатель Гьюте — Верхнего Тантрического колледжа.
Одной из главных целей письменных трудов, учений и практики Чже Цонкапы была реформа тибетского буддизма. Его очень беспокоили нарушения монашеской дисциплины, которые к тому времени стали обычным явлением в монастырях Тибета, неверные толкования Дхармы, а также деградация тантрической практики. В особенности он критиковал распространившиеся среди тибетских тантриков сексуальные практики, что, по его мнению, было несовместимо с высокими монашескими идеалами, о которых учил Будда.
Частично реформы, задуманные Цонкапой, были направлены на создание новой традиции, которая, подобно её основателю, уделяла бы большое внимание строгому следованию правил Винайи, всестороннему изучению буддийской философии и тантрической практике, соответствующей монашеским обетам. Название основанной им школы - Гелуг -в переводе означает «Добродетель» и в полной мере отражает намерения родоначальника этой системы.
Когда Цонкапе было около сорока лет, ему в видении явился Манджушри, который подтвердил, что Цонкапа достиг прямого познания пустоты и больше не нуждается в наставлениях на эту тему. Затем Манджушри посоветовал Цонкапе продолжать проповедовать Дхарму на основе учений Нагарджуны и Атиши. Вскоре после этого Цонкапа отправился к югу от Лхасы, где и встретил своего будущего ученика Гьелцаба Дхарма Ринчена (1364—1432), который в то время принадлежал к школе Сакья и уже прославился как великий ученый этой традиции, блестяще владеющий искусством философского диспута.
Первая встреча произошла, когда Цонкапа начинал одно из своих публичных учений. Гьелцаб открыто оспорил авторитет Цонкапы, усевшись на его трон, но, когда Цонкапа начал говорить, Гьелцаб понял, что знания Чже Ринпоче намного превосходят его собственные. В ходе комментариев Цонкапа отвечал на все те вопросы, которые ранее казались Гьелцабу неразрешимыми, и тот вскоре осознал, что ведет себя недопустимо. Соскочив с трона, он смиренно сделал три простирания перед наставником и занял место среди слушателей. Позже он стал одним из двух «сердечных» учеников Цонкапы. Другим был Кхедруб Гелег Пелзангпо (1385—1438), который стал последователем Цонкапы несколькими годами раньше.
Цонкапа ушел из жизни в возрасте шестидесяти лет, в 1419 году, в двадцать пятый день десятого тибетского месяца. По свидетельствам учеников, в момент смерти его тело преобразилось в прекрасное юное тело Манджушри, источающее радужный свет, что было несомненным признаком его ухода в нирвану.
После ухода Цонкапы Кхедрубчже и Гьелцабчже сохранили и передали потомкам созданную им систему. По просьбе других учеников Гьелцаб взошел на трон Ганден, получив официальное признание в качестве основного преемника линии Цонкапы. Он сохранял за собой этот пост в течение двенадцати лет, вплоть до своей кончины. За свою жизнь Гьелцабчже написал ряд значимых трудов, собрание его сочинений насчитывает восемь томов. Следующим за Гьелцабом держателем трона Ганден в течение семи лет был Кхедруб, который затем скончался в возрасте пятидесяти четырех лет. Эти два наставника считаются «духовными сыновьями» Цонкапы, на танках их часто изображают сидящими по обе стороны от Чже Ринпоче.
Из книги: Краткое жизнеописание Чже Цонкапы // Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения. Т. 1. СПб., 1994.