Жертвоприношение «земле-воде»

Калмыки совершали различные религиозно-магические действия, направленные на достижение успешного обеспечения в пределах одной ойкумены. К числу таких мероприятий следует отнести календарные обряды жертвоприношения духам земли и воды, которые проводились дважды в год (весной и осенью) с целью предупреждения засухи, обеспечения плодородия земли, благополучия всех живых существ. Обрядовые действия и моления совершались в определенной последовательности, исполнение ритуалов и заклинательных формул было массовым. Обряд жертвоприношения земле газр тяклгн предваряли особые приготовления: разделывали тушу барана по особым правилам, подготавливали лампадки, молочные продукты и т.д. В назначенный день калмыки отправлялись на место моления, где разжигали костер, зажигали лампады. Затем в костер приносили жертву из определенных частей бараньей туши, молочные продукты, жир, возжигали благовония. Главную часть обрядовых действий проводили родовые старшины, которые обходили костер трижды и восклицали «хюрю!хюрю!хюрю!», совершая при этом взмахи руками. Эти действия следом повторяли все присутствующие. Обрядовые действия калмыки оканчивали совместной трапезой.

Жертвоприношения воде проводили одновременно с жертвоприношением земле, однако был еще малый праздник, посвященный воде, который начинался примерно 10 числа месяца свиньи (август). Торжество состояло из двух церемоний: освящения усн аршан и жертвоприношения усн тяклгн. Жертвоприношение воде совершалось следующим образом: калмыки собирались у источников и водоемов, бросали в воду монеты, различные фигурки из теста для умилостивления духов воды, различные продукты (маслом, мукой, конфетами). Иногда хозяину водного пространства приносили в жертву белого или серого козла. Шкуру вешали на шест, который затем вбивали в середину реки, озера или на берегу. Каждый участник должен был зажечь лампаду, сделанную из теста, и отправить ее по воде на маленьком плоту. Исполнение подобных обрядов фактически означало мольбу о дожде.

Трансформированные варианты жертвоприношения «земле-воде» сейчас совершается (локально, разово) в экстремальных ситуациях, когда угрожающие признаки засухи бывают уже очевидны.