О празднике Цаган Сар
Это было давным-давно. В те времена на людей нападал горбатый черный мангас. Тогда Ноган Дара-эке-гегян*, которая была такой небывалой красоты, что в сиянии, исходившем от нее, можно было пасти скот и шить, решила избавить людей от гибели. Ноган Дара-эке-гегян узнала о времени, когда прибудет мангас, и встретила его. Стали мангас и Ноган Дара-эке мужем и женой. Через год у них родился сын. Но Ноган Дара-эке не забывала о том, что она должна уничтожить мангаса. И вот однажды, когда ее сын лежал рядом с ней, Дара-эке кольнула его шилом. Услышав плач сына, мангас спрашивает Ноган Дара-эке: "Почему мой сын плачет?" Ноган Дара-эке отвечает: "Ваш сын хочет соединить свою душу с вашей". Мангас ответил, что его душа находится в трех ногах маленького теленка. Но не поверила мангасу Ноган Дара-эке. Вновь заставила она заплакать сына, кольнув его опять шилом. Сын громко заплакал, и мангас стал спрашивать о причине плача. Ноган Дара-эке объяснила мангасу: "Сын не верит тому, что ваша душа находится так далеко, и потому горько плачет". А хитрый мангас ответил на этот раз, что его душа находится в уголке подушки. Но мальчик стал плакать пуще прежнего. Опять Ноган Дара-эке поведала мангасу о причине плача сына: "Он не верит, что ваша душа находится в подушке". И тут мангас решил сказать сыну и жене правду о своей душе и говорит: "Моя душа находится в деревянном сундуке, в стороне захода солнца, в глубокой яме, вырытой у подножья горы. В деревянном сундуке находится железный сундучок, в железном сундучке — серебряный, и в нем живут три птенчика. Эти три птенчика — это и есть мои души". Сказав эти слова, мангас произнес харал-проклятие: "Кто увидит - пусть тут же ослепнет, а кто услышит - пусть оглохнет".
Вскоре мангас уснул крепким сном. Ноган Дара-эке отправилась к подножью горы, чтобы найти души мангаса. Вырыла она глубокую яму, нашла сундучки с душами мангаса и открыла их. Из них вылетели три птенчика. Тогда Ноган Дара-эке ниспустила на землю железный дождь, а на правой руке она зажгла солнце. И три птенчика сразу же сели ей на ладонь. Поймала она птенцов и тут же одного из них задушила. Отправилась она домой и в пути убила еще одного птенца. С одним птенцом в руке она остановилась у двери своего дома и услышала, что стон мангаса достигает неба и земли. И уже около стонущего мангаса она задушила последнего птенца. Мангас тотчас умер. Туловище мангаса Ноган Дара-эке сожгла, отрезав сначала его голову.
Неожиданно через дымник юрты к ней залетела птица лунь. Обрадовалась Ноган Дара-эке, написала письмо и привязала его к крыльям птицы лунь. В письме она писала, что уничтожила злого мангаса, погубившего много людей. Она просила прислать ей оседланного коня белой масти, чтобы на нем вернуться домой. Птица лунь прилетела на родину Ноган Дара-эке и доставила письмо. Обрадовались люди и послали за ней снаряженного коня.
Прошло немного времени, и Ноган Дара-эке отправилась домой, привязав к седлу голову мангаса. Взяла она с собой и сына. Долго она ехала, но, достигнув моря Байн-дала, ос¬тавила там сына. И уже без сына она пустилась дальше в путь. Тем временем люди попросили небесную деву Окон Тенгри* встретить ее. При встрече Окон Тенгри спросила у Ноган Дара-эке: "Вы кого-нибудь оставили в далекой сто-роне?" Ноган Дара-эке поняла, что речь идет о ее сыне, и помедлила с ответом. Окон Тенгри сказала ей: "Не скрывайте — у вас есть сын. Но это сын мангаса! Мы должны убить его!" Вернулись они назад к тому месту, где был сын Ноган Дара-эке. Увидев Окон Тенгри, сын мангаса напал на нее. Окон Тенгри стала рубить его на части, в схватке превращались они в один огромный камень. Бились они долго, но напоследок сын мангаса стал одерживать победу над Окон Тенгри.
И тогда Ноган Дара-эке подсказала Окон Тенгри: "Меж двух его лопаток есть небольшое отверстие, там находится его душа. Вырвите ее с корнем!" Окон Тенгри просунула в дыру палец и вырвала душу мангасенка. Мальчик перед кончиной произнес: "Я сожалею, что не достиг десятимесячного возраста. Я бы смог отомстить всем за отца!"
Победив всех врагов, Ноган Дара-эке и Окон Тенгри прибыли ранним утром на восходе солнца в свой родной нутук и стали здороваться со всеми встречными за руки. А этот день, месяц и год, когда прибыли Ноган Дара-эке и Окон Тенгри, считались у людей неблагоприятными, но в честь победы люди решили их назвать по-другому. Стали они с тех пор называть месяц белым, добрым — Цаган Сар. В этот день люди стали просыпаться засветло — когда линии ладо-ни едва видны. Стали они с тех пор здороваться, подавая друг другу руки и приветствуя друг друга словами: "Благополучно ли вы вышли из холодной зимы?" Окон Тенгри, отважную небесную деву, с тех пор люди стали называть
защитницей и воительницей — Дайчи. В день Цаган Сар люди произносят благопожелание-йорел:
Пусть в этот светлый день
Будет много-премного белой пищи,
Будем радостно встречать Цаган Сар.
Пусть аршан — волшебный нектар —
В этот день достанется всем людям.
Живите счастливо и в благоденствии
Все данные вам годы!
Из книги: Сандаловый ларец: Калмыцкие народные сказки / Сост., С 181 пер., вступ. Ст. Т.Г.Басанговой. – Элиста: Калм.кн.изд-во, 2002. – 239с.: ил.
О происхождении праздника Цаган Сар
(Версия 2. Вариант 1)
(Перевод А. Лебедева)
Однажды, когда Даркин-гегян, родительница богов, гуляла, ее похитил злой дух Мангыс-хан и увез далеко-далеко. Все поиски бурханов были тщетны.
Прошло много времени после того, как Даркин-гегян была похищена. Один раз она окруженная стражей, гуляла в поле и увидела птенца белого луня. Даркин-гегян поймала его, выкормила. Спустя три года написала она на правом крыле луня таинственные слова и отпустила его на волю. Долго летел лунь по белому свету, наконец, поймали птицу и прочли послание. Оказалось, что Даркин-гегян просила бурханов и людей усиленно молиться и соблюдать пост для того, чтобы она могла свободно уйти из плена.
После поста и молитв, как-то на заре, Даркин-гегян действительно прилетела. Бурханы с радостью встретили ее и стали расспрашивать, где она была и как освободилась. Даркин-гегян сказала, что находилась в плену у Мангыс-хана и как только бурханы и люди стали молиться, к ней прискакал лихой конь, и она в три дня долетела до дома.
С тех пор был установлен праздник Цаган Сар (Белый месяц). Перед этим праздником два дня постятся все без исключения калмыки, а утром третьего дня поздравляют друг друга словами «менде» («здравствуй»), относя в то же время это приветствие и к богине Даркин-гегян.
Победа Окон-Тенгри
(Версия 2. Вариант 2)
(Автор перевода неизвестен)
В давние-давние времена, когда калмыки жили в степях к западу от Монголии и именовались ойратами, пришло на землю великое зло в облике ужасного непобедимого демона – Мусса. Он стал уничтожать жилища людей, их скот, отбирать у них младенцев, и наступил холод на поселение ойратов.
Многие богатыри сражались с великим злом, но не могли его уничтожить – Мусс был бессмертен. И кинули ойраты клич во все концы Джунгарии: «Кто победит злого Мусса и принесет счастье народу?». Тогда в одном из хотонов появилась Окон-Тенгри, посланная Буддой, перевоплотившись в женщину. «Я перехитрю Мусса и убью его!» - сказала она и отправилась навстречу грозному чудовищу.
Демон-чудовище, увидев красавицу, влюбился в нее. «О, прекрасная дева, будь моей женой!» - воскликнул он. Стали они жить вместе, и через год родился у них ребенок – Мангас. Хитростью Окон-Тенгир удалось узнать, что душа Мусса находиться в трех птицах и в трех сундуках, зарытых в дальнем кургане. Отыскав их, она уничтожила Мусса. Но уничтожив Мусса, она не убило зло, которое теперь заключалось в его сыне Мангасе. Она решила: «Я убью его…».
Долго билась Окон-Тенгир с Мангасом. Победой Окон-Тенгир завершилась битва над сыном усса. На рассвете, когда едва различима ладонь руки , первого числа первой весенней луны Окон-Тенгтр возвратилась в хотон. Теплые лучи долгожданного солнца хлынули на землю, растопляя снега и льды. Жители с ликованием встречали богиню Окон-Тенгир.
С тех пор день победы Окон-Тенгир над Мангасом и ее возвращение наши предки стали праздновать как благополучный выход из зимы и нало весны – Цаган Сар.
Возвращение Окон-Тенгир
(Версия 2. Вариант 3)
(По публикации З. Гоголдановой и А. Сангаджи-Горяевой)
В прошлые времена жила красивая калмыцкая девушка по имени Окон-Тенгир. Однажды ее похитили мангасы, представлявшие сильный народ. Родители девушки страшно опечаленные тем, что посланные в дар дочери шелка, шерсть, золото не принимаются им назад, пригорюнились.
Однажды к ним в кибитку вошел трехлетний мальчик и сказал: «Отец, мать! Не плачьте. На улице, возле вашей кибитки, стоит сивая кобыла. Сведите ее с жеребцом, у которого на задней ноге имеется белое пятно. После этого кобылу пошлите в подарок дочери». Сказав так, он исчез. Старики сделали все, как повелел им мальчик. Отвели кобылу к мангасам и сказали: «Жеребую кобылу дарим». От такого подарка те не смогли отказаться. Кобыла ожеребилась, на свет появился жеребенок с белым пятном на задней ноге. Когда жеребенок вырос, девушка обратилась к свекру с просьбой разрешить ей проехаться на лошади вокруг хотона. Свекор дал согласие. Девушка сделала круг, второй, а при третьем круге всадница взлетела. Мангасы бросились вслед за ней в погоню. Убегая от преследователей, перелетая через железную гору, лошадь задней ногой с белым пятном задела самую верхушку горы, оставив на ней отметину. Возвращение Окон-Тенгри к своим родителям связывается с концом зимы, в честь этого и устраивается праздник Цаган Сар.
О мудрой и смелой девушке Окон
(Версия 2. Вариант 4)
(Перевод А.Б. Бадмаева)
В начале весны года Змеи в степь пришла беда. От неизвестной болезни целыми семьями стали умирать люди, иногда за одну ночь вымирал весь хотон. А оставшийся скот мычал и выл, глядя на небо.
Ламы и гелюнги всех хурулов, собравшись, отслужили многодневные молебны, после чего семеро главных лам открыли книгу предсказаний (Ээлтхлин бичг), в которой говорилось, что страну ждет еще более жестокая кара. У хана мангасов – дьявола – должен родиться сын, который по истечении года будет пожирать людей на земле. Сейчас хан мангасов не женат: не нравится ему ни одна из девушек его страны.
Тогда ламы послали во все 99 нутуков (улусов) своих представителей, чтобы те выбрали самых красивых девушек и привезли на собрание святых. При отборе учитывалось не только красота, но и мудрость, смелость, решительность и сила.
Говорили, что поездка в страну мангасов ничего не предвещает хорошего, но смелая и решительная девушка сможет с честь выйти из самых трудных обстоятельств.
Из семерых девушек отобрали одну, по имени Окон. Именно она должна была покорить своим умом и красотой не только хана мангысов, но всю страну дьяволов.
Много месяцев пути преодолела Окон на своей буланой лошади, проехав границы трех ханств. Однажды, в жаркий полдень, она подъехала к небольшому озеру. Напоив коня, решила искупаться. В это время к озеру подъехали пятеро всадников и остановились на берегу, у того самого места, где была сложена ее одежда. Кое-как искупавшись под пытливыми взглядами всадников, Окон попросила отойти. Ей нужно было одеться. Всадники оставили ее просьбу без внимания. Тогда девушка, набрав воздуха, нырнула в глубину озера. Она не появлялась довольно долго, и всадники подумали, что она уже утонула. По указанию старшего один из них нырнул, чтобы спасти девушку.
Под водой Окон увидела человека, плывущего к ней. Когда он подплыл, она схватила его за щиколотку и, перевернув, вытолкнула на поверхность озера, а сама устремилась в другую сторону. Ошеломленные силой, ловкостью, дерзостью девушки, забрав опозорившегося спутника, всадники отъехали в сторону. В это время девушка вышла из воды и оделась. Только тогда к ней подъехал один из всадников и сказал:
- Я хан этой страны. Никогда в жизни ни у кого я ничего не просил. Но сейчас прошу тебя, девушка, поехать с нами в мой дворец, в гости.
- Это плохо, - ответила Окон. – Если человек никогда ни о чем не просит других, значит он сам ничего не может дать другим. Считать, что все обязаны только кому-то одному ошибочно. Ведь люди рождаются, чтобы помогать друг другу. А человека, который ничего не берет у других, не бывает.
- Как так! – взорвался хан. – Я никогда ничего не просил у других! Только давал! У меня все есть и просить что-либо ни у кого не собираюсь.
- Хорошо, - мягко продолжила девушка. Но вот, например, язык, на котором вы говорите, придуман ведь не вами. Его дали вам ваши родители и те, с кем вы общаетесь.
Хан был разгневан как никогда. Это был первый случай в его жизни, когда с ним спорили и возражали ему. Но нежное лицо, мудрые глаза и меткие, убедительные слова так подействовали на хана, что он готов был упасть к ее ногам и просить прощения. И он повторил свою просьбу, но уже совсем тихо, почти шепотом. Девушка вскочила на свою булатную лошадь и последовала за ханом.
Во дворце хана царил праздник. А вскоре Окон стала царицей страны мангасов. За время своего пребывания здесь она превратила большинство его жителей в добрых, преданных истинной вере людей, подавив их злобность.
О ее уме, красоте, добродетельных поступках слагались легенды. Окон усмирила хана мангысов и в положенное время родила ему сына, чем совсем покорила его жестокое сердце.
Но она не забывала об обязательствах перед своим народом и всегда помнила, что ребенок, рожденный от мангаса, ступив ногами на землю мангасов, станет человеконенавистником (в предсказаниях говорилось, что если он ступит на землю своей матери, то станет другим человеком). Поэтому Окон незаметно готовилась к побегу со своим ребенком на родину. Но окружение хана каким-то образом догадалось о ее намерениях. Всем было известно ее благотворное влияние на хана, которое отразилось и на жизни подданных. Побег Окон было бы для ханского окружения равносилен самоубийству. Поэтому ее оберегали и охраняли. Но время шло, и Окон решилась на побег. Держа в одной руке очирвань (меч), а в другой – повод буланого коня, а ребенка зажав в зубах, она бежала ночью. Мангасы бросились в погоню, но меч в руках Окон не давал им возможности приблизиться к ней. Многие из преследовавших знали о ее блестящем владении им.
Когда большая группа преследователь стала настигать Окон, за хвостом своего буланого коня она создала кромешную тьму, и враги немного отстали. Через некоторое время лавина всадников вновь почти настигла ее. Тогда она ослепила преследователей светом, равным излучению тысячи солнц. Летит буланый конь, а на нем Окон со страшным, обезображенным от напряжения лицом, а в зубах – ребенок! И, наконец первого числа первого весеннего месяца, на утреней заре, Окон делает последние усилия и отрывается от преследователей. Так девушка Окон становится Окон-Тенгри.
Цаган Сар
(По публикации И. Лукашина)
Давным-давно на калмыцкой земле жил вдовый царь со своей престарелой матерью. Звали царя Мангас-хан. Матери его было около ста лет. Она уже годилась к отходу в мир иной, как через некоторое время вдруг родила девочку. Люди были поражены этим чудом, а Мангас-хан пришел в негодование, потому что такой случай навлекал на него позор. Мангас-хан решил избавиться от девочки. Он посадил ее в бочку, которую засмолил и бросил в большую реку Волгу.
На берегу этой реки жили старик со старухой. Детей у них не было. В тот день с утра лил сильный дождь Старик вдруг заметил, как к берегу несется бочка. Он обрадовался, думая, что в бочке находиться клад, и говорит старухе:
- Ну, старуха, бог счастье послал. Давай поймаем бочку, и что найдем внутри будет твое, снаружи – мое.
- Ладно, - отвечает старуха.
Выловили бочку, открыли, а там – девочка, красивая, как весенний цветок. Старуха заплакала от радости. Она взяла девочку, вымыла, накормила, напоила и уложила спать. От радости старик со старухой почувствовали себя молодыми и очень счастливыми.
Утром старики проснулись на золотой кровати, а на месте их рыбацкой кибитки стояла чудесная башня. Увидев такое чудо, он предложил старухе:
- Назовем девочку Окон-Тенгри. Наверное, эта девочка святая.
- Ладно, - согласилась старуха.
После этого они стали рассказывать всем, что у них в башне появилась святая Окон-Тенгри. Калмыки стали приходить к ней на поклонение.
Через несколько лет мимо проезжал какой-то русский богатырь. Он увидел святую красавицу и, похитив ее из башни, привез в свое владение. У богатыря были железные руки и стальные ноги, а глаза излучали солнечный свет, и видел он ими все на тысячу верст кругом. Окон-Тенгри полюбила русского богатыря и стала его женой.
Старик со старухой от горя обливались слезами. Они поведали о случившемся всем калмыкам. Сказочная башня вскоре провалилась сквозь землю, а над калмыцкой степью перестало светить солнце, нависла непроглядная тьма. Скоту стало нечего есть. Калмыки молили богов вернуть им солнце, но солнца не было видно.
Однажды на богатыря напали разбойники, захватили его владение, а его самого вместе с Окон-Тенгри заточили в крепость. Богатырь ждал своей погибели, но Окон-Тенгри сказала:
- Не печаль лица своего. На третьей заре мы будем свободны.
На третьей заре дунула она в сторону Волги, и оттуда примчался огненный конь, на лбу которого сияла золотая звезда. В эту минуту двери крепости отворились сами, и Окон-Тенгри, сев с богатырем на коня, помчались на свою родину.
Ехали они долго. Направляла их путь звезда, горевшая во лбу огненного коня. На пути им попадались злые собаки и множество разбойников, но к огненному коню нельзя было подойти и на версту.
Вдруг конь остановился. Окон-Тенгри и богатырь сошли с коня. Это было то место, где стояла чудесная башня, в которой жил старик со старухой, воспитавшие дочку Мангыс-хана. Но их уже не было в живых – старики давно умерли от горя. Окон-Тенгри дунула три раза, и тут же снова выросла на берегу реки высокая чудесная башня. Только вместо воды в этой реке текла кровь. Но через некоторое время река высохла и вновь наполнилась до краев, теперь уже молоком.
Огненный конь не отходил от башни, охраняя Окон-Тенгри и богатыря от всех врагов.
Взошло солнце, и калмыки узнали о возвращении Окон-Тенгри из плена и снова стали ходить к ней на поклонение. Этот день назвали великим праздником Цаган Сар и самым светлым из всех дней в году. С этого дня у них начинается весна…
Старики рассказывают, что русский богатырь недолго прожил с Окон-Тенгри – всего семь лет, и она осталась святой вдовой…
Живет Окон-Тенгри до сих пор в башне на берегу большой реки Волги. Но следы, ведущие к башне, от времени исчезли, и никто теперь не знает, где она находится.
Дано по: Семь звезд: Калмыцкие легенды и придания / Сост., пер., вступ. С309 ст., комент. Д.Э Басаева. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 2004. - С. 75-89.