Басангова Т.Г. Легкий, густой, жареный ...

 

Калмыцкий чай, по видимому, нельзя полностью отнести к разряду напитков. Это, скорее всего, сытная еда, пища, употребление которой окружено ритуалами. По количеству обрядовых действий, с которыми было связано питьё чая, можно сказать, что у калмыков бытовала чайная церемония. Каждый день хозяйка, приготовившая чай, в первую очередь, должна налить этот напиток в жертвенные чашечки перед бурханами – божествами.
Каждому гостю следует предложить, соответствуя калмыцкому ритуалу, свежесваренный чай. Хорошей приметой считался приход неожиданного гостя прямо к только что приготовленному чаю. Чай не доливался до краёв чаши – это было плохой приметой. Почётным гостям чай преподносила хозяйка дома, держа чашку двумя руками. В ответ гость должен был сказать йорел – благопожелание, предварительно окропив несколькими порциями чая небо мизинцем и большим пальцем правой руки:


Будем во все времена
Пить горячий и душистый калмыцкий чай,
Ведя приятную беседу.
Пусть выпитый чай нам будет аршаном,
Пусть все пьющие чай будут щедрыми,
Пусть все живут дружно и счастливо.


Выпив чай, надо обязательно повторить: «Пусть выпитый чай станет нам аршаном – целебным напитком!».
В прошлом, при смене кочёвки, хозяйка на новом месте первым делом готовила чай, чтобы получить благословение новой кочёвке и жилищу. Приготовлению чая придавалось магическое значение – его нужно было варить как можно больше – в расчёте на гостей. Нельзя было долго кипятить воду, при этом в неё сначала следовало добавить соль и только затем начать кипятить. Отправляясь в далёкий путь, было принято выпить чаю, как бы благословляя дорогу. Считалось, что совершение «дорожных обрядов», одним из элементов которых было питьё чая, приносило удачу путнику. Выпил чай утром – значит дорога будет белой, благополучной, все задуманные желания сбудутся. Невестка подносила чай свекрови и свёкру. Чай подавался в чашке аага, причём нельзя было касаться пальцами краёв чаши. Перевёртывание чашки вверх дном означало, что гость никогда больше не придёт в этот дом.
Чай варили и после выполнения некоторых коллективных работ, например, после изготовления войлока. В поминальных обрядах чаем окропляли землю и произносили благопожелание умершему. Застолье калмыков в праздничные дни начинается с подачи чая пожилым людям, которые произносят благопожелание. Кропление только что приготовленным чаем происходит ежедневно следующим образом. Хозяйка помешивает чай поварёшкой шанг, которая в данном ритуале выполняет функцию цацура – специальной ложки для разбрызгивания жертвоприношений. Затем первой порцией свежесваренного чая кропится небо. Брызгами этого чая, по представлениям калмыков, можно было накормить души умерших. Чай у калмыков считается почётной пищей – идэн. К угощению цаган идэн он был отнесён, видимо, потому, что его заправляют молоком. Идэн – «белой пищей» калмыки считали все молочные продукты, которые часто употреблялись и в качестве жертвоприношений во время совершения календарных и семейных обрядов.
Непременным атрибутом при приготовлении чая является его заправка солью. Об этом повествует легенда «О чае и соли»: «Давным давно жили были два богача. Один жил с правой стороны восхода солнца, другой – с левой. У одного рос сын, у второго – красивая дочь. Настало время жениться, замуж выходить. Состоялось сватовство, но вдруг заболел сын и после недолгой болезни умер. Его похоронили на склоне горы, около озера. После умерла и невеста, её тело сожгли и захоронили пепел вместе с женихом. Прошло много лет, и на склоне горы выросло дерево, от которого отрезали две веточки и бросили в разные стороны. Из одной веточки появилась соль, от другой произошёл калмыцкий чай». В фольклоре упоминается чай красно-сандалового цвета, который пьют большими чашками богатыри на своём пиру.
В текстах героического эпоса «Джангар» это описано так:


Слезли в безлюдной белой степи,
Соорудили печь – зууха,
Зажгли дрова из дерева заг,
Поставили серебряно-сандаловый котёл,
Помешивая слева направо,
Сварили густой красный чай,
Положили кусочек масла,
Который может удержать в клюве ворона.


Интересно, что в этом фрагменте обозначен вес масла, добавляемого в чай (может унести ворона). Чай помешивают слева направо, что соответствует древнему обряду жертвоприношения в виде кропления.
Представители других этносов калмыцкий чай воспринимают как суп, бульон, видимо, по количеству включённых в него компонентов. Иногда вместо масла калмыки добавляют прожаренную на бараньем жире муку, тогда чай именуется хуурсн цэ. В чай можно положить прожаренный бараний жир вместе с остатками мяса. В качестве приправы добавляли бараний хвост, ибо на нём скапливается много жира. Для придания особого аромата используется лавровый лист, измельчённый мускатный орех.
Кирпичный прессованный чай, который называется хавчг цэ, шахмр цэ, популярен и сегодня. Изготовление кирпичного чая из зелёных листьев было трудоёмким процессом. С этим связан случай, рассказанный на страницах газеты «Хальмг унн». Одна из читательниц была встревожена тем, что она нашла в купленном чае железный предмет. Другая читательница успокоила её и объяснила, что в старину был обычай – человек, проходящий мимо людей, занятых изготовлением чая, должен был благословить этот процесс: бросить монетку, камешек или простую железку. Кирпичный чай хранился в старину в кожаном мешочке, что сохраняло его от влаги и посторонних запахов. После варки чая на дне котла оставалась выварка от чая, которая использовалась повторно. Чай до сих пор является хорошим подарком, наряду со сливочным маслом. В калмыцкой семье очень заботились о посуде. Края чайной чашки должны быть целыми, без щербинок. Иначе её выбрасывали без сожаления, поскольку держать такую посуду дома было плохой приметой: считалось, что это может принести несчастье.
Невестка должна была сварить чай уже в первое утро после свадьбы и пригласить всех домашних. Эта процедура совместного распития чая как бы фиксировала момент её вхождения в новую семью, а также этот ритуал был демонстрацией её способностей.
Калмыцкие женщины пили чай сразу после родов. Этот ритуал приёма белой пищи благословлял новую роль матери. То есть ритуал пития калмыцкого чая применяется как бы в пограничных ситуациях, выделяя важные события в повседневной жизни человека. Чай в этих случаях – благопожелание новой жизни.
Чайная церемония калмыков формировалась веками, старинные способы приготовления чая сохранились до наших дней. Чай, состоящий из определённых веками компонентов, можно по разному приготовить в зависимости от содержания в нём молока или самой чайной за варки или добавок к чаю. Шингн цэ – лёгкий чай, способный быстро усваиваться и утолять жажду. При его приготовлении в кипящую воду клали небольшую щепотку чая и большое количество молока. Пили этот чай летом, в жару. Джомба – это густой чай, когда заварка долго кипятится и после заправляляется сливками. Этим чаем утоляли голод, заедая его хлебом. Жареный чай хуурсн цэ готовили обычно зимой, когда не было достаточно молока кочевники брали внутренности барана или крупного рогатого скота вместе с внутренним жиром, растапливали его и долго жарили, делая шуурмаг. Затем шуурмаг посыпали тонким слоем муки и прожаривали, после чего добавляли в горячий чай, получая очень сытный напиток. Для сытности чая калмыки бросали в него бараний хвост, варили его и давали в качестве прикорма грудным детям.
В народных преданиях появление калмыцкого чая связано с календарным праздником Зул, который отмечается глубокой осенью. Главным событием этого праздника является обряд нас авх – (досл. «брать год»). Он связан с основателем буддизма Цзонхавой, который излечился от тяжёлой болезни, выпив калмыцкий чай. В этот день старики произносили благопожелание: «Будем радостно встречать ежегодно праздник Зул, выпивая аршан Цзонхавы, вместе со всеми людьми шести сторон. Проживём так сто лет!».
Калмыцкий чай как своего рода этническая ценность отражён в текстах калмыцких пословиц, поговорок и загадок. Одна загадка, записанная В.Л. Котвичем, звучит так:


Cверху – сушёное и жареное,
Снизу – густое и чёрное,
Придающее цвет – сероватое и белое,
Придающее вкус – белое,
Заботящееся об удовольствии –
жёлтое, жирное.


Отгадка: чай – сушёное мясо, вода, молоко, соль и масло.
В сознании калмыков калмыцкий чай отнесён к разряду сакральных, ибо одним из компонентов в нём является молоко. Сакральные свойства молока, с которым у калмыков связано много примет и табу, беспрекословно исполнявшихся в народной среде, перенесены на чай. Молоком и чаем совершали обряд кропления в разных обрядах. При первых ударах грома калмычка выходила из кибитки и брызгала молоком или чаем вокруг кибитки. С молоком связано понятие счастья кишиг. Молоком кропили лоб коня перед скачкой, чтобы он одержал победу. Пили молоко или чай перед дорогой, чтобы путешествие было счастливым. У современных калмыков, где бы они ни жили, чай остаётся любимым напитком, а также почётным угощением, одной из этнических ценностей. Чай выступает в жизни калмыка как объект питания и как сакральная пища, способная при соответствующих обрядах принести удачу.