Понятие о сутках у калмыков


Наименьшей единицей измерения времени в системе народного календаря калмыков выступали сутки хонг, которые соотносились с замкнутым временным циклом от восхода до восхода солнца. Сутки, как цикл, делятся на две части по положению солнца:  день өдр и ночь сө.
В сутках выделяются несколько определенных частей, имеющих свое название. Отрезки времени, определяющие эти части, не были постоянными, так как измерялись в зависимости от продолжительности светового дня в разные сезоны года. Система обозначения частей суточного цикла включают следующие определения.
Рассвет – өрүн өрлә
Восход солнца – нарн hарх цаг
Середина утра – өрүн үд
Полдень – үд
Послеполуденное время – үдин хөөн цаг
Середина вечера – асхн үд
Закат солнца – нарн орх цаг
Вечер – асхн
Сумерки (светлые - бүрүл, полусветлые - гегәтә, темные – таш харңhу)
Ночь – сө
Полночь – сөөнь өрәл
Время до рассвета – өр цәәх цаг

У калмыков существует множество различных поверий и запретов, связанных с той или иной частью суток. Так, считалось, что любое дело надо начинать только с утра для его благополучного завершения. Нельзя ложиться спать в послеполуденное время или в сумерки – это могло спровоцировать заболевания человека. Запрещалось хождение в гости с наступлением сумерек: в это время начинают появляться нечистые силы, которые, уцепившись за подол, могли проникнуть в кибитку. Поэтому калмыки запрещали детям заглядывать через щель в дверном проеме или через деревянные части кибитки терме. Считалось, что так могут делать только нечистые силы. Особо запрещалось выносить из кибитки маленьких детей. Если вдруг это необходимо было сделать, то детям мазали кончик носа сажей от очага.   
Определение времени в течение суток происходило по положению солнечного луча в пространстве войлочной кибитки ишкя гер. Пространство кибитки было условно разбито на двенадцать секторов. Прохождение солнечного луча по одному сектору занимало 2 часа. Каждый сектор носил название согласно порядку названий месяцев, например сектор времени Корова (24-2), сектор времени Заяц (4-6), сектор времени Обезьяна (14-16).  Напротив входа располагался сектор времени Лошадь, что глубоко символично: лошадь/конь была всегда верным спутником в постоянном движении калмыка-кочевника. В секторе времени Дракон стояли кожаные сосуды с водой, кадки для сбивания чигяна и т.д. В секторе времени Овца держали молодняк скота в холодное время года, который нуждался в дополнительном уходе. В секторе времени Собака располагались предметы охотничьего снаряжения. Семейный алтарь в кибитке находился в почетной зоне – напротив входа – на так называемом баран, представлявшем собой сложенные друг на друга сундуки различных размеров с семейным добром. Баран располагался на границе секторов времени Мышь и Корова, т.е в зоне наступления полночи в модели суток.

calen